Тренинг я не одна беременность


Некоторые женщины интуитивно чувствуют наступившую беременность задолго до ее подтверждения, такой психологический настрой называют установкой на беременность. На первом этапе чаще всего женщина переживает аффект осознания себя беременной. Некоторые женщины признаются в том, что первое время они «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например, возник выкидыш или появилась необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве. Описанное явление можно назвать принятием решения. Для данного феномена характерно подсознательное отделение себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: Я и беременность. В этот период в самоощущении доминирует собственное «Я», а отнюдь не материнство и будущий ребенок.

Занятие 1

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

Цель для ведущего: познакомиться с участниками группы; помочь участникам в осознании их выбора.

Цель для участников: научиться чувствовать и осознавать проблемы ответственно, поскольку именно на этапе адаптации к беременности пара переживает наибольшие трудности перед решением стать матерью.

I. Ритуал создания группы

Ведущий зачитывает правила, и группа обсуждает каждое по 2—3 мин.

Правило карточки с именем – каждый участник группы должен носить на груди карточку со своим именем все время работы на тренинге. На карточке участник пишет то имя (псевдоним), которым его будут называть все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам этого хочет, это усиливает ощущение психологического комфорта членов группы. Кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения.

Нередко выдуманные имена и клички являются неожиданными для обоих партнеров, и с этим ведущий может работать. Нередко карточка способствует экспресс-диагностике наиболее ярких проблем периода беременности и взаимодействия пары. Женщины с пассивной стратегией адаптации предпочитают называть себя Золушкой, Просто Марией, Лаурой, Принцессой на горошине и т. п., то есть персонажами, живущими в ожидании чуда. Женщины с активной стратегией адаптацией выделяют свое Я, они могут дать себе такие имена, как Добрая фея, Василиса Прекрасная, Герда, Валентина и т.п., то есть имена персонажей, способных самостоятельно изменять окружающий мир.

Правило присутствия на тренинге – каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. Любые отклонения от этого правила возможны только с разрешения группы.

Это правило обычно вызывает самые серьезные возражения. Ведущий тем не менее должен настаивать на его выполнении, объясняя, что участие каждого члена группы необходимо для всех остальных. На структурных тренингах незначительное изменение состава группы не отражается на качестве работы, поскольку основное взаимодействие осуществляется в диаде, а часть работы выполняется индивидуально. Нередко беременные женщины меняют партнеров по тренингу, таким образом привлекая все большее количество значимых людей к участию.

Разговоры на тренинге – во время работы в каждый момент имеет право говорить только один участник. Это позволяет слушать других. С другой стороны, каждый из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «ко всем», то есть не разрешается перешептываться со своим соседом.

Это правило также вызывало затруднения при выполнении, поскольку часто эмоции переполняют участников и держать все при себе трудно, но и поделиться со всеми – тоже нелегко. В результате тренинговая пара (так называют беременную женщину с ее партнером) выражает свои эмоции друг другу. Помимо того, что это технически мешает другим участникам слушать друг друга, это и психологически не способствует движению к цели, поскольку суть групповой работы заключается именно в том, чтобы слушать других и реагировать на их слова и действия.

Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе – не разрешается обсуждать технологию тренинга до окончания работы, так как заострение внимания на «процедурных» моментах выражает позицию наблюдателя. Участник не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей.

Выполнение требований ведущего — участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой, и домашние задания к каждому занятию. После завершения упражнения каждый может выразить свое отношение к нему, рассказать о том, что ему было неприятно (скажем, он испытывал раздражение, страх и т.п.), но во время упражнения этого делать нельзя. Отказ выполнять упражнение просто потому, что «я не хочу», не приветствуется.

Правило конфиденциальности – участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы.

Правило дневника – занимаясь в тренинговой группе, каждая пара должна вести дневник беременности, где они выполняют домашние задания, записывают впечатления и анализируют напряженные ситуации.

В качестве пожелания ведущий может сообщить участникам следующее:

? предметом работы являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения. Именно поэтому все высказывания желательно начинать со слов «Я…» или «Мне…»;

? имеет смысл обсуждать то, что происходит «здесь и теперь». В этом случае участники группы могут помочь другим, т. к. они видят, что происходит, и сами участвуют с этом;

? дневник – лучший способ осознания своей позиции и хороший подарок будущему ребенку.

После обсуждения следует ритуал принятия правил: все участники берутся за руки, тем самым подтверджая, что они будут выполнять правила, и мысленно повторяют за ведущим: «Группа поможет мне лучше понять себя и значимых для меня людей. В моих силах стать хорошим родителем». Принятие правил – это момент рождения группы, он довольно сложен как для участников, так и для ведущего. Участникам кажется, что на них давят, вынуждая их соглашаться с тем, что они плохо понимают. Кроме того, им уже не терпится «начать работу», их раздражает длительная организационная процедура. Все это естественно порождает агрессию и групповое сопротивление. Ведущий должен вести себя уверенно и несколько отстраненно, ни в коем случае не втягиваясь в агрессивно-раздраженные разговоры, спокойно реагируя нейтральными высказываниями типа «Спасибо, я буду иметь в виду» или «Спасибо, но я считаю нужным именно это».

Поскольку каждый блок тренинга может проводиться самостоятельно или группа к следующему блоку может сильно измениться по составу, ритуал создания группы лучше каждый раз проводить заново.

II. Упражнения, усиливающие сплоченность группы «Лобное место» – 15 мин. Цель: привлечь внимание участников группы к их собственным ощущениям и чувствам и тем самым снять напряжение («разогреть» группу для работы).

После того как участники прикрепили именные карточки, каждый по кругу представляется и рассказывает, почему он хочет, чтобы его звали именно так, и чего он ожидает от предстоящего тренинга.

«Зеркало» – 20 мин. Цель: помочь участникам осознать и сформулировать для себя свои личностные проблемы и показать, что они не одиноки в своих переживаниях.

Участникам группы дается задание разделить лист бумаги на две части и написать на них окончание фраз: «В беременности мне нравится…» (что она дает, за что я ее люблю); «В беременности особенно трудно и неприятно…» (мои трудности, связанные с беременностью).

Этот лист сначала показывают партнеру, а потом прикрепляют на грудь рядом с именной карточкой. В течение нескольких минут участники группы ходят и читают то, что написано у других, и находят тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными своим.

Затем участники обсуждают свои проблемы по схеме:

? Почему в период беременности я выделяю эти проблемы?

? Мое личное участие в их возникновении.

? Как можно было бы решить проблему?

? Что было бы со мной, если бы удалось избавиться от нее?

? Какие проблемы мне показались неожиданными у моего партнера?

? Чего больше в моем восприятии беременности – радостей или огорчений? Отчего так?

? В чем моя сильная сторона? Что я теперь знаю такого, что сблизит меня с партнером и сделает защищеннее?

III. Телесно-ориентированные упражнения

В первые три месяца беременности следует отдать предпочтение наиболее легким упражнениям, уделяя особое внимание спокойному ритмичному дыханию во время их выполнения. Уже в начале беременности нужно уметь регулировать дыхание: грудное, брюшное, смешанное. Это умение понадобится во время родов и, особенно в период грудного вскармливания. Помимо этого, телесно-ориентированные упражнения учат правильно напрягать и расслаблять мышцы, постепенно адаптируют сердечно-сосудистую систему к физическим нагрузкам, учат женщину различать сигналы, подаваемые организмом, и умению их контролировать. В комплекс включаются упражнения для тренировки мышц рук, ног, туловища, брюшного и грудного дыхания. Следует напомнить беременным женщинам, что резкие перемены положения тела для них опасны. Рекомендуется положительный эмоциональный фон работы (под музыкальное сопровождение). Можно использовать звуки леса, гор, молнии, водопада и моря (применяемые для релаксации) в зависимости от задачи конкретного упражнения.

«Азбука тела» – 7—10 мин. Цель: показать, что каждый человек способен управлять своим телом при помощи волевого желания; научить расслабляться.

Сначала надо расслабить мышцы лица, затем верхних и нижних конечностей.

Для этого необходима удобная поза, голова должна свободно свисать, не вызывая напряжения мышц шеи. Упражнение начинается с установления контроля над дыханием, которое должно быть спокойным, по возможности брюшным, с удлиненным выдохом. Следует расслабить мышцы лица, лба, привести брови в нейтральное положение, опустить веки, язык мягко приложить к верхним зубам, нижняя челюсть расслаблена. Участники расслабляют мышцы шеи и затылка, затем – верхних конечностей. Обычно начинают с правой руки. Нужно мысленно представить руки свободно свисающими. Аналогичным образом расслабляют мышцы ног.

Занятие заканчивают активным выходом из состояния мышечного расслабления.

IV. Обсуждение итогов работы

Обсуждение итогов работы – обязательная часть каждого занятия, на нее отводится 10 мин. Участники группы высказывают свои впечатления о работе или отвечают на вопросы ведущего: «Что вы получили в результате сегодняшнего занятия? Помогла ли вам работа в группе понять что-то?» и т.п.

Домашнее задание

1. В перерыве между занятиями участники группы должны выполнять упражнения по расслаблению с утра, еще лежа в постели (так, как они их запомнили).

2. В дневнике следует написать сочинение на тему: «Что меня больше всего поразило в период беременности подруги (жены моего знакомого, друга)». Достаточно написать 10—12 предложений.

Занятие 2. Поддержка

Цели: научиться понимать и принимать похвалу; освоить навык поддержки применительно к житейским ситуациям; осознать собственную значимость и ценность.

I. Упражнения, усиливающие сплоченность группы

«Медные трубы» – 10—15 мин. Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Двое стоящих друг напротив друга образуют пару. Лучше начать взаимодействие в паре со значимым человеком. Первый участник дает искренний вербальный знак внимания партнеру, то есть говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того, я еще и…» (называет то, что в себе ценит, что заслуживает знаков внимания). Беременным женщинам рекомендуется особо отмечать свое положение и привлекать к этому достижению внимание других. Знаками внимания можно отметить поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары, взявшись за руки. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

? Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

? Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?

? Легко ли вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом?

? Что особенного вы заметили в реакциях беременных женщин на комплименты?

Тренинг необходимо начать с краткого вступления, в котором ведущий подчеркивает важность данного этапа для снятия внутреннего напряжения, связанного с работой в группе незнакомых людей. Что подразумевает активное общение не только в тренинговой паре, но и с другими членами группы, для более полного самораскрытия и самопознания.

II. Упражнения на овладение навыком

«Гипербола» – 10 мин. Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, найдя в ней сильные стороны.

Участники выполняют это упражнение в своей тренинговой диаде. Первый член пары в течение одной-двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме.

Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает упражнение по схеме:

? Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера?

? Кому было трудно это сделать?

? Кто не смог удержаться от осуждения? Почему?

«Изюминка» – 10 мин. Цель: дать возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается даже и в затруднительном для него положении.

Упражнение выполняется в тренинговых парах. Первый участник говорит: «Меня не любят за то, что…» – и продолжает повествование о себе. Второй, выслушав, должен отреагировать, начав со слов: «Все равно ты молодец, потому что…». Затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

? Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

? Кто не смог или не успел этого сделать? Почему?

? Как чувствовала себя беременная женщина, когда получала поддержку?

? Что чувствовал слушающий?

III. Упражнение на саморефлексию

«Бальзам» – 5 мин. Цель: почувствовать собственную значимость, прояснить самосознание, развить способность концентрировать внимание на основных элементах личности. Это упражнение на разотождествление, которое является адаптированным вариантом методики Р. Ассаджоли.

Инструкции ведущего: «Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я – это не мое тело.

Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.

Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно – всего лишь инструмент.

Мое тело не подводит меня, оно выполняет самую важную функцию, являясь домом для будущего человека.

Я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но это не Я.

У меня есть тело, но Я – это не мое тело.

(Пауза.)

У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции.

Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я – радуюсь я или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать или оценивать свои эмоции и, более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.

Мои эмоции помогают мне почувствовать и выразить себя в этот необыкновенный момент ожидания ребенка.

У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции. (Пауза.)

У меня есть интеллект, но Я – не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен, чтобы помочь мне стать хорошим родителем.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он – это не мое Я.

(Пауза.)

Я – даю новую жизнь.

Я – центр чистого самосознания.

Я – центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я – это постоянное и неизменное Я».

IV. Телесно-ориентированные упражнения – 10—15 мин.

Аналогично занятию 1, с добавлением самомассажа лица и шеи (косметические поглаживания).

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10—15 мин.

При обсуждении домашнего задания ведущий спрашивает: «Кто из участников группы хочет с нами поделиться?» Желающий выходит в круг и зачитывает свое сочинение.

Нередко беременные женщины, с одной стороны, стесняются делится своими наблюдениями, а с другой – хотят быть услышанными и перекладывают ответственность за чтение на своего партнера.

Обсуждение итогов выполняется по схеме, описанной выше (занятие 1).

Домашнее задание

1. Все участники между встречами должны оказывать поддержку различным людям, отслеживая и анализируя ситуацию.

2. В дневнике следует отобразить случай из жизни участников, когда их искренность, умение брать на себя ответственность и вовремя оказанная поддержка разрешали тупиковую ситуацию, изменяли значимые отношения.

3. Беременные женщины продолжают выполнять упражнения по утрам в постели.

Занятие 3

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Ламбада» – 15 мин. Цель: получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать больше доверия к людям в группе.

Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего.

Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит всех закрыть глаза и поздороваться с партнером с помощью рук. Затем все открывают глаза и движутся дальше.

Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше».

Последующие инструкции могут быть такими: выразите поддержку с помощью рук, помиритесь руками, попрощайтесь, выразите прикосновением то, что ожидает беременная женщина.

II. Упражнения на овладение навыком

Ведущий объясняет понятия «эмпатия» и «отражение чувств».

Эмпатия – способность переживать те же чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент. Отражение чувств – процесс вербальной и невербальной обратной связи о чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь со своим партнером.

Ведущий объясняет, почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки. Он добавляет, что приобретенное умение следует использовать не только в период беременности, но и позже, при общении с ребенком.

«Эхо» – 10 мин. Цель: помочь участникам группы испытать состояние эмпатического слушания и сравнить отражение чувств и отражение содержания.

Упражнение выполняется в парах. Первый член пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу, касающуюся протекания беременности. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению, испытывал партнер (отражение чувств).

Партнер оценивает точность обоих отражений. Желательно приобрести навык отражения чувств не в произвольной паре, а со значимым человеком.

После выполнения упражнения в парах группа обсуждает его по схеме:

? Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

? Какие чувства вы испытали?

? Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

«Угадайка» – 15 мин. Цель: помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Все члены группы в кругу слушают одного из участников (лучше – беременную женщину), который произносит эмоционально окрашенную фразу о будущем ребенке. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий. Группа обсуждает результаты.

III. Аутотренинг

«Тепло моего тела» – 10 мин. Цель: преднамеренное усиление ощущений тяжести и тепла в руках и ногах.

Необходимо ярко представить себе эти ощущения. Предлагается повторять про себя: «Я хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги тяжелые и теплые».

Сокращая фразу, от пожелания «Я очень хочу» следует перейти к утверждению «Руки и ноги стали тяжелые и теплые». После «приказа» надо оценить, как он повлиял на ощущения. К концу занятия нужно добиться ощущения максимального отдыха и телесного покоя.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Выполняется по схеме, описанной выше (занятие 2).

Домашнее задание

1. В перерыве между занятиями каждая пара должна зарисовать в дневнике ситуации из жизни, когда ими двигал интерес к себе, интерес к жизни (свои переживания необходимо закодировать в рисунки и сделать к ним небольшие комментарии).

2. Беременные женщины должны добавить вновь узнанные упражнения к тем, которые использовали ранее.

Занятие 4. Презентация себя

Цель: научить участников группы адекватно презентовать и оценивать себя.

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Электричка» – 15 мин. Цель: обратить внимание на свои ощущения.

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один человек с открытыми глазами в течение 5—7 минут водит всех остальных по помещению. Упражнение выполняется молча. Каждая беременная женщина должна побыть ведущим.

Поскольку каждая беременная женщина интуитивно, на бессознательном уровне, желает оградить себя и будущего ребенка от возможных травм, это упражнение, как правило, является индикатором уровня доверия в группе и мотивации каждой женщины.

Затем участники обсуждают свои переживания и мысли, возникшие в ходе выполнения упражнения, проводя качественную оценку своего самочувствия в роли ведущего и ведомого.

II. Упражнения на овладение навыком

«Реинкарнация» – 20 мин. Цель: дать возможность каждому раскрыться и получить обратную связь с оценкой того, как он это делает (сумел ли он донести то, что хотел, и правильно ли был понят).

Участники сидят в кругу на полу, в центре которого стоит пустой стул (лучше – вращающийся). Каждый по очереди садится на стул и в течении минуты рассказывает о том, что качественно новое появилось в нем за последнее время. После чего он поворачивается в произвольном порядке к каждому из слушателей. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, начинающуюся со слов: «Х (имя), ты напоминаешь мне…» (далее идет ассоциация-образ из мира растений, музыки, предметов, времен года – всего, чего угодно), пытаясь вложить в ассоциацию оценку той презентации, которую он видел. Пройдя круг и молча выслушав все ассоциации, участник в центре группы называет две самые яркие из них – наиболее удачную и самую неудачную.

«Нарцисс» – 5 мин. Цель: дать участникам почувствовать, что даже если они пока еще не умеют давать презентацию себя, тем не менее для себя они являются ценностью.

Ведущий вводит понятие «самоценность». Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.

Участники группы повторяют вслед за ведущим вслух или про себя: «Я – это Я. Такого, как Я, никогда не было и не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такого, как я, нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежат мои губы и все слова, которые они произносят – добрые или злые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я выбираю это. И поскольку я выбираю это, это истинно. (Тут ведущий делает паузу, позволяя каждому участнику группы подумать о своем выборе.) Это есть. Это – достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Теперь, когда я дружу с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть на себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Это замечательно, что именно я могу дать новую жизнь. Я вношу гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я – это я, я – это прекрасно».

Упражнение удобнее выполнять с закрытыми глазами и по окончании выдержать паузу, не открывая глаз.

III. Телесно-ориентированные упражнения

«Жизнь, дай мне воздуха глоток» – 10—15 мин. Цель: овладеть дыхательной гимнастикой.

Необходимо научиться правильно регулировать продолжительность вдоха, выдоха, паузы после выдоха. Дыхательные движения выполняются под устный счет, каждый цикл делится на 4 этапа. Перед группой высвечивается слайд следующего содержания: I – 3/3, 2; 3/4, 2; 3/5, 2; 3/6, 2;

II – 4/6, 2; 4/7, 2; 4/8, 2;

III – 5/8, 3; 6/8, 3; 7/8, 3; 8/8, 3;

IV – 7/8, 3; 6/7, 3; 5/6, 3; 4/5, 2; 4/4, 2; 2/3, 2.

Числитель – это продолжительность вдоха. Знаменатель – продолжительность выдоха.

Третий показатель – пауза после выдоха. Каждый счет равен одной секунде. На первом этапе постепенно увеличивает продолжительность выдоха до тех пор, пока он не станет в два раза длиннее вдоха. На втором этапе пауза после выдоха равна половине вдоха. На третьем этапе удлиняют вдох и паузу после выдоха. На четвертом этапе дыхание постепенно возвращается к исходному. Рекомендуется повторить упражнение несколько раз, пока оно не будет хорошо усвоено, и занести в дневник цифры со слайдов.

IV. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов работы – 10 мин.

Выполняется по схеме, описанной выше (занятие 2).

Домашнее задание

1. Напишите в дневнике список своих проблем, начиная описание каждой словами: «Я не могу…» А потом перепишите все, заменив «Я не могу» на «Я не хочу». Что получилось? Что вы чувствуете? Это правда или нет?

Это упражнение дает возможность почувствовать, какие проблемы истинные, а какие – ложные, и поднимает самоуважение. Упражнение выполняется обоими участниками диады.

2. Дыхательное упражнение желательно выполнять вместе, по несколько раз в день, особенно если партнер планирует участвовать в родах.

Занятие 5. Подведение итогов

Цель: подвести итоги (чему научились, что нового открыли для себя участники группы); усилить мотивацию для дальнейшей работы в «Тренинге ролевой идентификации и актуализации».

I. Упражнение, усиливающее сплоченность группы

«Вселенная» – 15 мин. Цель: дать возможность участникам ощутить себя частью группы, почувствовать связь с другими.

Все встают. В центр круга становится тот, кто хочет узнать об отношении к себе членов группы (он становится «центром вселенной»). Он закрывает глаза, а все остальные («планеты») выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует их отношению к стоящему в центре: чем ближе они стоят к нему, тем большую близость с ним чувствуют.

II. Телесно-ориентированная терапия и аутотренинг – 20—25 мин.

Цель: повторить и закрепить всю предыдущую программу занятий.

По желанию любая участница может выступить в роли ведущего, проведя описанные выше упражнения так, как выполняет их дома.

III. Обсуждение итогов тренинга – 20 мин.

Содержание обсуждения в основном сводится к вопросу: что нового мне открылось в беременности? Участники группы дают свое определение беременности («беременность это – …») с рекомендациями и пожеланиями каждой женщине, ожидающей ребенка.

В конце занятия все участники по кругу заканчивают фразы: «Эти занятия помогли мне…»; «В ходе тренинга я научилась (поняла)…»; «Я хочу прийти на следующие занятия, потому что…».

Домашнее задание

1. В перерыве между блоками беременным женщинам предлагают заполнить «Тест отношений беременной» и выполнить проективную методику «Я и мой ребенок» (см. Приложение), чтобы принести их на следующий тренинг.

2. В дневнике пара продолжает вести пиктографические записи происходящего и записывает наиболее интересные сны.

3. Пара должна совместно выполнять упражнения (см. выше) весь период до следующей встречи.

Задачи тренинга выполнены, если:

1. Беременные женщины стали лучше адаптироваться, у них усилилось чувство защищенности и внутреннее ощущение спокойствия, возросло понимание того, как жить дальше.

2. Отмечены позитивные изменения в отношениях со значимым человеком.

3. Большая часть группы выражает желание участвовать во втором цикле тренинга.

Специфическим показателем успешной работы считают решение стать матерью у прежде сомневавшейся в своем выборе женщины.

<< Предыдушая Следующая >>

И. Г. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога, 2003 - перейти к содержанию учебника

<< Предыдушая Следующая >> = Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Тренинг адаптации к беременности"
  1. Технологии развития аутопсихологической компетентности
    тренинга. 5. Основные этапы тренинга. 6.Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга. 7.Формирование тренинговой группы 8.Организационные вопросы 9.Основной этап проведения тренинга Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, технологический модуль, типовая структура развивающего модуля, акмеологические технологии коррекционно-развивающего
  2. Методика и технологические элементы акмеологического тренинга
    тренинга собственно и является самим акмеологическим тренингом, в рамках которого реализуются различные антропотехнические процедуры (обучающие, собственно тренинговые и игровые), проводится сложная и имеющая большое методическое значение экзаменационная процедура, применяется комплекс служебных методик, направленных на повышение эффективности тренинга. В начале тренинга участники разделяются
  3. Показатели и факторы эффективности акмеологического тренинга
    тренинга программно-целевой направленности, наиболее существенные для демонстрации уровня его продуктивности и его специфики среди современных близких ему антропотехнических средств повышения профессионального мастерства. Показатели, являясь характеристиками критериев как измерений эффективности тренинга, разделяются на три основных группы, соответствующие трем основным критериям эффективности
  4. Субъективные показатели
    тренинга, для своей повседневной профессиональной деятельности, а также эффективности тренинга. Проведенное по окончании тренинга формализованное интервью показало удовлетворенность участников результатами обучения, выявило желание продолжить подобное обучение. На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что у значительной части участников изменилась ориентация по
  5. Критерии и показатели эффективности акмеологического тренинга
    тренинга необходимо первоначально определить основные понятия. Критерий есть группа условий, задающая размерность рассмотрения хода и результатов реализации акмеологического тренинга как особого вида антропотехники. Основным - интегральным - критерием тренинга является его эффективность, понимаемая как совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства его участников в
  6. Приложение № 2
    тренинга, обучение методам саморегулящии? 2. Были ли для тебя занятия в тренинговой группе полезными, интересными? 3. В чем, конкретно, ты чувствуешь улучшение? 4. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов? Что бы ты хотел
  7. Совершенствование смысловой сферы личности профессионала, его "я-концепции"
    тренинга по данному критерию, представляет собой книга отзывов фирмы "Имидж-Контакт", проводящей акмеологические тренинги. Многочисленные участники тренингов, оставляя в ней свои записи, в первую очередь отмечают даже не ценность тренинга с точки зрения овладения новыми эффективными профессиональными психотехнологиями, но оказанную им помощь в решении личностных проблем, имеющих для слушателей
  8. ГЕСТОЗ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ
    адаптации материнского организма к новым условиям, которые возникают с развитием беременности. Гестозы представляют собой сложные симптомокомплексы метаболических нарушений, происходящих в организме беременной женщины. Нарушения обмена проявляются расстройством функций центральной и вегетативной нервной систем, эндокринной, иммунной систем, системы гомеостаза, сердечно-сосудистой системы,
  9. Ситников А.П.. Акмеологический тренинг: теория методика психотехнологии, 1995
    тренинга программно-целевой направленности, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства кадров управления. Об авторе: Доктор психологических наук, член-корреспондент Международной Академии акмеологических наук. Ситников одним из первых начал заниматься внедрением и адаптацией на русском языке и в русской культуре нейролингвистического программирования (НЛП) и
  10. Групповые занятия и тренинги
    тренинги проходят в группах по 10 - 14 человек во все свободное от лекций и восточной гимнастики время. Занятия проводятся специально подготовленным инструктором, в группу также обычно введен включенный наблюдатель (эксперт), неявно помогающий инструктору и группе решать поставленные задачи. Целью групповых занятий и тренингов является усвоение участниками определенного набора психотехнологий на
  11. И. И. Соковня-Семенова. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь, 2000
    тренинга, рекомендуемые международной подростковой службой ВОЗ, а также игры, тексты, стихи и тренинга коррекционного и закрепляющего характера для работы с детьми. Книга может быть использована студентами высших педагогических учебных
  12. Методы исследования
    тренинг - обсуждение нарушений среды организации. В качестве обучающих методов средообразования использовались: перцептивный тренинг, операциональный тренинг, тренинг манипуляций в деловых переговорах, тренинг лидерских компетенций, тренинг брендинга организации, использована карта диагностики группы профессионалов в перцептивном и операциональном тренингах, авторская методика
  13. Совершенствование смысловой сферы личности профессионала, его "я-концепции", решение его личностных проблем, препятствующих росту профессионального мастерства
    тренингом задач, определяемая его основной направленностью на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства как целого. Достижение определенного результата в этой области, выражающееся в объективных показателях динамики развитости у профессионалов мотивировочного комплекса профессиональных умений, фиксируемого при помощи экспертных оценок до и после проведения тренинга, через
  14. Реферат. Акушерские исследования. Методы обследования беременных и рожениц, 2011
    беременности, обследования беременных, различные методы определения срока беременности и
  15. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности
    тренинга программно-целевой направленности, поскольку именно настоящий тренинг направлен на выполнение задачи совершенствования профессионального мастерства как целого и обладает достаточным методическим потенциалом для ее решения. Помимо роста уровня владения отдельными навыками и психокоррекции наличного состояния мотивационно-потребностной сферы субъекта профессиональной деятельности
  16. Тренинг умений
    тренинга умений включаются лица, пожелавшие приобрести определенные умения, навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь, исправить имеющиеся личностные недостатки. Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся
  17. Продолжительность беременности у разных видов животных
    беременности зависит от видовых особенностей животного. Чем меньше по массе самка, тем короче беременность. Сроки беременности зависят также от количества плодов, их пола, условий кормления и содержания животного, его возраста. Если у животного развивается мужской плод, то беременность удлиняется на несколько дней. При двойнях и тройнях беременность короче. У первобеременных плодоношение более
  18. Профилактика
    беременности являются предоставление животным достаточного моциона и кормление по нормам, составленным на основе учета сроков беременности Содержание и кормление беременных животных. Диагностика беременности у собак и кошек проводится при помощи осмотра и пальпации. При осмотре обнаруживают изменение контура живота (отвисший живот), увеличение и отек молочной железы, отек

Источник: http://medicinapediya.ru/gendernaya-psihologiya_789/trening-adaptatsii-beremennosti-41879.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Тренинг адаптации к беременности: Некоторые женщины интуитивно чувствуют После кесарева следующие роды кесарево


Тренинг я не одна беременность Для беременных Занятия включают в себя лекции и психологический тренинг
Тренинг я не одна беременность Русский Медицинский Сервер - Психология беременности - Тренинг зрелого
Тренинг я не одна беременность Отзывы на программу "Желанный малыш" Сознательное зачатие
Тренинг я не одна беременность Упражнения для беременных. В ожидании Чуда. Для детского сада
Тренинг я не одна беременность Тренинг для беременных Тренинг адаптации к беременности
Тренинг я не одна беременность Эксклюзивный тренинг РЕБЕНОК -МЕЧТА 6 простых шагов
Тренинг я не одна беременность Психологические тренинги для беременных
Тренинг "Роды глазами ребёнка" 7 неделя беременности: фото живота, УЗИ и вес плода Афиша Сургута Виртуальная афиша Сургута Борис Владимирович Заходер. Избранное Врачи акушеры-гинекологи Гроза. Беременность и роды - Новые и обсуждаемые темы в Как быстро забеременеть, как зачать ребенка Как понять что начались схватки и что при этом делать?

Дата: 11.11.2017, 14:16 / Просмотров: 44274